Эдуард Мане, или Кого называли «предшественником импрессионизма»?

Начало творчества крупнейшего французского художника Эдуарда Мане пришлось на середину XIX века. Видными художниками того времени были Делакруа, Энгр, Коро, представители барбизонской школы, Домье, Милле и Курбе. Вскоре к этим именам стали добавлять и Мане, особенно, когда речь шла о попытках обновления художественного языка. В дальнейшем это имя всегда будут связывать с художниками-импрессионистами, считавшими Мане своим предшественником и вдохновителем. Критики считают большой заслугой то, что он нашел путь от одного поколения французских художников к другому. Произведения Мане украшают крупнейшие музеи мира.

Всякого начинающего художника тогда можно было увидеть в Лувре. Копирование картин старых живописцев считалось обязательным для воспитания вкуса. Копировал их и Мане, и не только в Лувре. В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию. Его интересовали разные мастера прошлого, но особое внимание привлекли испанцы: Веласкес и Гойя.

Мане хотелось восстановить традиции, идущие от искусства XVI—XVII вв. еков, и использовать их для обновления современной живописи. Подобно мастерам прошлого, он искал приметы современности в лицах людей, их манере держаться. Своеобразным прощанием с романтизмом стала картина «Любитель абсента», созданная в конце 1850-х годов. В темном плаще, в надвинутой на глаза шляпе сидит мужчина, рядом с ним бокал, около ног бутылка. Его социальную принадлежность понять невозможно. Во всем чувствуется какая-то отрешенность, что и сумел гениально передать художник.

Серия картин Мане начала 1860-х годов связана с испанской темой: «Гитарреро», «Викторина Меран в костюме эспада» и «Лола из Валенсии». Картины отразили его интерес не только к живописи старых испанских мастеров, но и увлечение искусством танцоров и певцов Испании, гастролирующих в то время в Париже. Так в полотнах Мане счастливо встретилось старое и новое. Их соотношение всегда различно, но это долгое время определяло стиль его искусства.

В 1863 году Мане пишет картины «Завтрак на траве» и «Олимпия». Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. В «Завтраке на траве» он стремится «осовременить» темы старых картин: обнаженная натурщица сидит среди одетых в современные костюмы мужчин, еще одна женщина видна у берега.

Открытие Парижского Салона 1865 года ознаменовалась грандиозным скандалом. Толпы посетителей, бегло осмотрев залы, устремлялись к одной-единственной картине. Они хохотали, возмущались, размахивая тростями и зонтами. Картину едва не разорвали на части. К ней приставили военный караул, но и это не помогло. Тогда ее поместили в самый последний зал высоко над дверью. И все равно люди шли на выставку только с одной целью — увидеть ставшую уже знаменитой «Венеру с котом» Э. Мане, впоследствии названной «Олимпией». «Непристойность!», «Цинизм!» — это было еще не самой грубой бранью в его адрес.

Мане был в ужасе. Он мечтал о славе, но не о скандальной известности. Парадоксальность этого человека в том, что его талант был выше его личности. Бунтарь и революционер в живописи, Мане был заурядным человеком — респектабельным, не чуждым тщеславия. Три года назад он нарвался на скандал в Салоне Отверженных, выставив свой «Завтрак на траве», и, надеясь взять реванш, опять натолкнулся на яростное неприятие своего искусства.

Он не понимал, чем не угодил публике. Его картины были связаны с искусством Старых мастеров. «Завтрак на траве» был парафразом «Сельского концерта» Джорджоне, а «Олимпия» — воспоминанием о «Венере Урбинской» Тициана, «Венерах» Джорджоне и Веласкеса. Мотив негритянки, стоящей рядом, использовал Рубенс в «Вирсавии», его любили в старых романтических жанрах, там часто присутствовали экзотические персонажи. Да и пресловутый кот еще более усиливал сходство с «Венерой Урбинской» — у ее ног была собачка.

Но публика возмущалась неспроста. В этом традиционном мотиве «ню» ощущалась острая нотка современности, которая создала новоявленной «Венере» совсем иной контекст. Перед зрителями предстало юное, но уже поблекшее существо с бесстрастным выражением лица и глазами, «которым не дано ни горечи, ни нежности». Бархотка на шее, розовый бант в рыжих волосах, сережки, браслет, домашние туфельки — эти едва уловимые детали создавали образ женщины, которая вряд ли могла ассоциироваться с богиней. А изогнувшийся черный кот (персонифицирующий эрос) намекал на то, что на полотне изображена женщина сомнительной репутации. Увы, этот скандал был далеко не последним в жизни Мане. Все 20 лет до самой смерти травля и насмешки не оставляли его. Мане упорно пытался пробиться в Салон, а жюри с той же последовательностью не принимало его работы. Так были отвергнуты «Флейтист», «Ласточки» «Бал-маскарад в опере».

Но его живопись любили молодые мастера: Дега, Базиль, Клод Моне, Писсаро. Его картинами восхищались Бодлер и Золя. Отвергнутый жюри Салона и официальной критикой, он нашел понимание и участие в кругу друзей-художников. Собираясь в кафе Гербуа на рюде-Батиньоль, они постепенно сплотились в своеобразную группу, получившую название «Батиньольская школа». Из «батиньольцев» вышли почти все будущие импрессионисты. И хотя Мане разделял их программу лишь отчасти, он всегда оставался признанным лидером и главой нового течения. В чем-то ученики были радикальнее своего учителя и пошли дальше его. Но искусство Мане было тем переломом, с которого началась совершенно новая эпоха — эпоха новейшей живописи.

В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне. В предисловии к каталогу он пишет «я хочу быть самим собой и правдиво передавать свои впечатления». К этой выставке художник написал картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро», посвященную гибели французского претендента на мексиканский престол. Произведение доказывает, что Мане волновали многие политические события. Полиция запретила демонстрацию картины и выпуск ее литографии.

Искусство Мане не было чуждо политической злободневности. Недаром его имя значилось в официальных Бюллетенях Парижской коммуны, а сам художник был заочно выбран в состав Комитета федерации художников. В мае 1871 года Мане, вернувшись в Париж из Бордо, застал гибель Коммуны и написал несколько картин, посвященных этой теме.

В конце 1860-х годов Мане создает такие известные картины, как «Флейтист», «Балкон», «Завтрак в мастерской», «Портрет Золя» — дань признательности писателю, который страстно защищал искусство Мане. В 1874 году открылась первая выставка художников-импрессионистов. Она свидетельствовала о крупных переменах в искусстве Франции. Мане отказался участвовать в ней, но творчество ряда импрессионистов вызывало его симпатии.

Мане скончался в 1883 году. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя. По инициативе художников была организована подписка для приобретение государством картины «Олимпия», которую хотели продать в Америку. Когда полотно было приобретено, его вывесили в зале рядом с произведениями Энгра. Так Лувр принял искусство Мане, которое ценилось теперь уже на уровне признанных мастеров.

О картинах Мане с уважением отзывались крупнейшие художники. В России интерес к его творчеству проявляли И. Репин и В. Серов, а во Франции творчеством Мане интересовались крупнейшие мастера ХХ века Матисс и Пикассо. Эдуард Мане остается примером преданного служения искусству. Его влюбленность в красоту окружающей действительности, в человека — главное свойство большого искусства, им разделенное и прочувствованное.


18:38 29.05.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Практика наведения чистоты

Практика наведения чистоты

Любое помещение после ремонта требует обязательного наведения порядка в нём. Прежде всего необходимо убрать всё лишнее, затем собрать и вынести строительный мусор, и уже после этого приступить к навед...
А вы кайфуете от зеленого китайского чая?

А вы кайфуете от зеленого китайского чая?

Решил как-то и я однажды приобщиться к миру элитного китайского чая. Друзья уши все прожужжали. А запах, мол, а вкус, а чайная церемония, а эстетическое наслаждение — ну ни дать ни взять&nb...
Как не обижать близких?

Как не обижать близких?

Почему о том, что надо у кого-то попросить прощения, мы вспоминаем только в Прощеное воскресенье? Да и то не все и не всегда. Нам ничего не стоит обидеть человека. А самое страшное, что это сегодня сч...
Маркетинговое исследование рынка каркасно-щитовых домов.

Маркетинговое исследование рынка каркасно-щитовых до...

B2B Airwaves завершила проект маркетингового исследования рынка каркасно-щитовых домов Подмосковья. В настоящий момент можно отметить высокую активность компаний, функционирующих в данной сфере деяте...
HK G.36. Современная немецкая Лего-винтовка?

HK G.36. Современная немецкая Лего-винтовка?

Что русскому хорошо, то немцу смерть. (Русская народная мудрость) Действует эта поговорка во многих случаях. Типичный пример. Во времена, когда весь армейский мир переходил на малокалиберный патрон (...
Романтическое настроение

Романтическое настроение

Наш рабочий день настолько насыщен, что придя домой мы не можем переключиться на романтический лад. Вот несколько вариантов как это сделать:Вариант 1. Готовим сани летомТо есть создаем себе романтичес...
Читаемые

Как справиться с бессонницей?

Практически каждому знакома ситуация, когда просто мечтаешь добраться до постели и уснуть сладким сн...

Какой хостинг выбрать

Пред каждым владельцем сайтам, возникает вопрос — как и какой выбрать хостинг? Конечно, стоит отмет...

Популярность клееного бруса для строительства заго

В последние годы дома из клееного бруса совершили настоящий прорыв на российском рынке — всё б...

Как вернуться к реальности?

Одна девочка мечтала быть принцессой, а стала проституткой. Ну не было в её маленьком городке принца...

Образ эльфа из преданий и легенд

Эльфы живут в лесах и ведут ночной образ жизни, основное их занятие - это игры и танцы. Эльфы очень ...

Все, что вы хотели бы знать о дверях

Казалось бы, трудно придумать предмет, который был бы проще, чем дверь. Створки, петли, ручка и зам...

Как принимать пергу

Дружные пчелиные семьи не только сладкий мёд вырабатывают, но и немало других ценных и уникальных пр...

Здоровые волосы? Это просто!

Когда человек впервые задумался о красоте? Не тогда ли, когда, сидя у костра в пещере, он гляде...

Как женщине преодолеть кризис среднего возраста?

Вам слегка, а то и далеко за тридцать, и вы который год служите сто пятой инфузорией в планктоне ваш...

Чем опасна гидрофобия (бешенство)?

Об опасности бешенства (гидрофобии) упоминал ещё Демокрит в пятом веке до нашей эры. Эффективного ле...



О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя полный перечень информативных и интересных статей. Каждый гость отыщет для себя что-нибудь полезное. Современный дизайн позволяет вам моментально находить нужную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь отыскать требуемую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас познавательные и занимательные статьи. У нас портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых электронных устройствах. Отныне, поиск нужной информации будет занимать у вас секунды.